Денис Матюнин (matynin_denis) wrote,
Денис Матюнин
matynin_denis

Categories:

ZAVODFOTO из ЖЖ: Ту-16 с аэродрома Анадырь

Оригинал взят у zavodfoto в ZAVODFOTO из ЖЖ: Ту-16 с аэродрома Анадырь
Оригинал взят у kirill_kvs в Ту-16 с аэродрома Анадырь



Сегодня немного истории.
Мне в руки попала небольшая подборка фотографий с участием знаменитого советского бомбардировщика средней дальности - Ту-16. Самолёт примечателен прежде всего тем, что он стал первым массовым советским носителем ядерного оружия, и серьёзной фигурой в противостоянии Востока и Запада второй половины прошлого века. Автор снимков - пилот а\к "КрасЭйр", командир Ил-62, Ту-154, а в молодости, на военной службе - штурман одного из дальних разведчиков Ту-16Р.

Снимки датируются 1970-1975 годом, то есть самый разгар Холодной войны. На фотографиях фигурируют борта, базировавшиеся на то время на Чукотке, аэродром г. Анадырь.
Фото публикуются с разрешения автора.

Аэродром Анадыря "Угольный" довольно интересен, поэтому в качестве придисловия - расскажу пару строк о нём, из того, что узнал сам:

  Основное предназначение аэродрома в то время - дозаправка и пополнение бомбового вооружения (включая ядерные боеприпасы) самолётов стратегической авиации СССР. Стратегически выгодное расположение, близость к Аляске и Западному побережью США сделали Анадырь одним из важных компонентов "ядерного щита" страны.



    К началу 1960-х годов в десятке километров от аэродрома в вечной мерзлоте было построено огромное подземное хранилище «Портал» (Объект "С") с полной противоатомной защитой. Назначение объекта – хранение и регламентное обслуживание ядерного вооружения (ядерной боевой части).
  Для обеспечения работы хранилища был построен военный городок Анадырь-1 (Магадан-11). Здесь же базировались 3 подвижных (на базе МАЗ-547) ракетных комплекса "Пионер", целями которых являлись американские РЛС предупреждения о ракетном нападении, а также база атомных подводных лодок "Бангор" близ Сиэтла.


  В США конечно знали об этом аэродроме и следили за деятельностью русских на севере СССР, неспроста одна из известнейших операций Генштаба СССР времён Холодной войны по размещению боевых подразделений и атомного вооружения на Кубе в 1962 году носила название "Анадырь".  Колоссальная работа по дезинформации вероятного противника и маскировке перемещений войск имела успех, и в Вашингтоне поняли что же реально происходит только "де факто", когда 14 октября 1962 года разведывательный U-2 совершил облёт и фотосъемку "Острова Свободы".

  На сегодняшний день международный аэропорт Анадыря "Угольный" принимает рейсы авиакомпаний Якутия, Трансаэро, ВИМ-Авиа, Bering Air из Москвы, Владивостока, Хабаровска, Анкориджа, на местных авиалиниях работает государственное предприятие "ЧукотАвиа". "Угольный" является портом совместного базирования, выполняя функции аэродрома подскока для Ту-95МС из Энгельса.

Но вернёмся к самолёту:

1



Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт. Серийно выпускался с 1953 по 1963 год. За время производства было создано более полутора тысяч самолётов Ту-16 примерно 40 различных модификаций

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолётом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Без преувеличения - это один из символов Холодной войны и один из самых узнаваемых советских военных самолётов того времени.

Самолёт состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении почти 50 лет. Также состоял на вооружении Египта, Ирака и Индонезии. Производился по лицензии под названием Xian H-6 в Китае - cамолёты этого типа в различных модификациях эксплуатируются в КНР до сих пор.

2

Это был передовой во всех отношениях самолёт: здесь впервые были пременены многие материалы и технологические решения. Так, например, в основных стойках шасси впервые в мире применили оригинальную схему уборки: стойки убирались в крыльевые гондолы назад по полету, при этом тележка запрокидывалась назад в положение, параллельное стойке (аналогично Ту-154)

  Экипаж самолёта состоял, как правило, из шести человек — командира, второго пилота, штурмана, второго штурмана (штурмана-оператора), воздушного стрелка-радиста и командира огневых установок (оператора РЭБ). Все рабочие места были оборудованы (в отличии от Ту-95, например), катапультными креслами, причём катапультирование всех членов экипажа производилось вниз, за исключением двух пилотов — вверх. Перед катапультированием кресла лётчиков по рельсам откатывались назад, для предотвращения травмирования о штурвальную колонку

3


Наработки, сделанные при создании одного из первых прототипов Ту-16 - он назывался "модель 82", в дальнейшем использовались в конструкции фронтового бомбардировщика Ту-22.

Ту-16 примечателен и тем, что именно на его базе в 1955 году был построен Ту-104 - первый советский реактивный пассажирский самолёт

 4


5


  К вылету готовится Ту-16Р - дальний разведчик. Модификация различима по подвесным контейнерам с аппаратурой радиотехнической разведки СРС-3. Дополнительно такие борта оснащались 7 фотокамерами и станцией активных помех

6


Перед боевым дежурством: личный состав обметает свои машины

7


   Дозаправка в воздухе где-то над бескрайними просторами СССР. Заправщик - Ту-16З - одна из многочисленных модификаций этой машины. Всего в заправщики было переоборудовано около 100 бомбардировщиков-носителей ядерного оружия Ту-16А.

8


  Обращает на себя внимание ныне ушедшая в прошлое система дозаправки "крыло-крыло", когда заправочный рукав выпускается из консоли крыла заправщика и улавливается крылом заправляемого борта. Это один из наиболее трудоёмких методов дозаправки в воздухе, требующий от экипажей высокой слётанности и профессионализма.

 При таком методе заправки лётчики заправляемого самолёта не могли в полной мере визуально контроллировать процесс стыковки и в точности выполняли команды оператора из числа членов экипажа. Для дозаправки в тёмное время суток консоль крыла подсвечивалась прожектором.

  Следующее фото - несмотря на качество снимка самолёт весьма узнаваем: F-104 "Starfighter". Один из классических эпизодов Холодной войны - перехват самолётов дальней авиации СССР истребителями стран НАТО

9


В России Ту-16  был окончательно снят с вооружения в начале 90-х годов, став одним из самых долгоживущих боевых самолётов в истории.

10


В домашнем архиве нашлось также и несколько кадров "Медведей" - Ту-95

11


Вероятнее всего это "чистый" Ту-95, или Ту-95М. Внизу насовой части расположился обтекатель РЛС кругового обзора "Рубидий".

А ниже уже более привычный глазу вариант - ракетоносец с внушительных размеров обтекателем прицельно-навигационной БРЛС "Обзор"

12


А вот и сам автор.
Интересное было время! Непростое, но без всякого сомнения захватывающее. Не каждый пилот из летающих ныне может похвастаться такой богатой лётной жизнью, какой сложилась она у этого парня, с улыбкой позирующего фотографу на крыле Туполева.

13


Ну вот, на сегодня всё.
Не забывайте историю родной страны. Спасибо за внимание!

Subscribe
promo matynin_denis november 18, 2013 16:10 Leave a comment
Buy for 20 tokens
http://romanov-roman.livejournal.com/273623.html
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment